Технологии ремонта дорог

Технологии ремонта дорог

Количество и наименование используемых материалов при ремонте дорог могут отличаться в разных случаях в зависимости от проектно-сметной документации и вида работ.
 

Ямочный ремонт

 

Ямочный ремонт очень популярная мера в российских городах, которая применяется для содержания дорог. Традиционный способ ямочного ремонта с помощью горячего асфальтобетона предусматривает обрубку кромок выбоины для придания ей прямолинейного очертания. Для выполнения работ по обработке кромок используют небольшие фрезерные машины, дисковые пилы, перфораторы.

После этого необходимо очистить яму от грязи и песка, провести подгрунтовку дна и кромок выбоины. Затем в яму укладывается асфальтобетонная смесь и производится уплотнение с помощью малогабаритных катков или виброплиты. В случае если работы производятся во влажной среде, выбоину необходимо просушить перед подгрунтовкой.

Если для ямочного ремонта используются холодные смеси, то греть выбоину необязательно. Также в этом случае ремонт можно вести не только по сырой поверхности покрытия‚ но и при небольших отрицательных температурах воздуха до -10С‚ хотя с точки зрения качества работ и продолжительности результата предпочтительнее всё же положительные температуры.

Ямочный ремонт дорожного покрытия считается целесообразным, когда объем повреждений на дороге не превышает 15%. Если этот показатель выше, то требуется ремонт с полной заменой слоёв дорожного покрытия (хотя бы верхнего). Но зачастую это правило не выполняется.

Одним из самых распространенных способов ямочного ремонта является струйно-инъекционный метод. Его популярность обусловлена дешевизной, поскольку весь ремонт осуществляется с помощью одной установки без предварительного фрезерования выбоины. Необходимо провести очистку выбоины и ее подгрунтовку эмульсией. Сама заделка выбоины осуществляется посредством ее заполнения мелким щебнем‚ предварительно обработанным битумной эмульсией в камере смешения машины. Его укладка в выбоину происходит с высокой скоростью‚ что обеспечивает хорошее уплотнение‚ практически исключающее необходимость в дополнительном использовании виброплит или виброкатков. Работы выполняют при температуре воздуха не ниже +5 °C как на сухом, так и на влажном покрытии. После работ необходимо провести обработку участка щеткой, чтобы убрать излишки щебня.

Данный метод не подходит для объемных выбоин, поскольку смесь получается пластичной, и часто сопровождается выпотеванием битума и быстрой усадкой. После устранения крупных дефектов данным методом дорога все еще остается неровной, что также не соответствет требованиям ГОСТа. Этот вид ремонта хорошо применим для трещин.

Для текущего ремонта больших участков можно использовать ремонт картами. При этом виде работ происходит фрезеровка старого покрытия, при этом глубина зависит от технических характеристик дороги и глубины ям, затем может производиться ямочный ремонт, если остались выбоины, а потом происходит укладка верхнего слоя. Между слоями обязательно проведение подгрунтовки. С помощью такого ремонта можно не только избавиться от ям, но и частично изменить поперечные уклоны.

Самые распространенные нарушения при проведении ямочного ремонта – отсутствие очистки и просушки выбоин, укладка асфальта на грязь, недостаточная подгрунтовка, проведение ремонта в условиях низких температур, во время выпадения осадков. В разделе «Примеры обращений» вы можете скачать шаблоны для отправления запросов по фактам несоблюдения технологий ремонта.

 

 

Капитальный ремонт

Капитальный ремонт дорог включает полный цикл работ по восстановлению прочностных характеристик и геометрических размеров дороги (в соответствии с требованием проекта) с одновременной заменой изношенных, утративших прочность конструктивных слоев дорожной одежды и искусственных сооружений до проектных норм. Работы ведутся по согласованному и прошедшему экспертизу проекту, где прописаны все виды работ, материалы, объемы и тд. Но последовательность мероприятий в общей сложности всегда одинаковая. Давайте рассмотрим то, из чего состоит дорога, и как ее построить.

 

Сначала происходит разработка грунта, подготавливается так называемое «корыто», куда будут укладываться конструктивные слои будущей дороги. Затем:
1. Песок /ПГС
2. Щебень/ЩПС
3. Нижний слой асфальта.
4. Верхний слой асфальта.

Для усиления конструкции могут укладываться дополнительные слои, всё это должно быть прописано в проекте. Толщина слоев также указывается в сметной документации, но она не должна быть ниже нормативных. Например, для асфальтобетона – не меньше 4 см.

Материалы, которые используются при строительстве и ремонте дорог, могут быть разного размера и качества (разные марки и фракции). Всё это можно найти в смете к работам, которую можно скачать в разделе «Документы» на страничке аукциона на сайте госзакупок.

Подробно технологии и условия ремонта и строительства дорог прописаны в СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85.