Гравийные и грунтовые дороги

Дороги с низкой интенсивностью движения как правило строят там, где интенсивность составляет 100 автомобилей в сутки. Обычно это грунтовые дороги, которые могут быть улучшены с помощью местных материалов: щебнем, гравием, шлаком и т.п. Технические характеристики по износостойкости таких покрытий не высоки и обладают рядом недостатков. Летом в солнечную погоду такие дороги пылят, а в межсезонье по ним бывает проблематично проехать.
 

Грунтовые дороги

Самые простые дороги с низкой интенсивностью движения – грунтовые естественные – они как правило не имеют ровного поперечного профиля, боковых канав и водоотвода. Их качество зависит от материала из которых они состоят и проехать по таким дорогам возможно только в сухую погоду. При этом лучшим материалом для таких дорог являются легкие суглинки и супеси. Чтобы поддерживать грунтовые дороги в проезжем состоянии, их необходимо укреплять материалами каменных пород, делать канавы для стока воды и профилирование.

Грунтовые профилированные дороги более износостойкие и их устраивают на местных грунтах. При этом производится выпуклое двускатное профилирование с помощью грейдера или бульдозера. Такие дороги требуют постоянного обслуживания. Однако в сравнении с естественными дорогами, профилированные дольше находятся в нормальном проезжем состоянии. Из минусов стоит отметить повышенное образование пыли, которая поднимается над дорогой в сухое время года, ограничивая видимость дороги и оседая на близлежащих кустах, деревьях, домах и т.п.
 

Гравийные дороги

Грунтовые дороги можно улучшить, укрепляя их с помощью добавок. Это может быть различный местный материал: каменные отходы, щебень, шлак, гравий, песок, отходы с карьеров. Добавление таких материалов оправдано, если их стоимость в данном регионе относительно не велика. А в случае добавки в грунты щебня или гравия, можно получить песчано-гравийное покрытие с достаточно высокими эксплуатационными характеристиками. Такие материалы заполняют пустоты и увеличивают плотность покрытия. Для повышения водопроницаемости и прочности гравий пропитывают битумом. Но такие покрытия, хоть и хорошо сохраняют профиль, нуждаются в регулярном обслуживании.
 

Стабилизированный грунт

Цемент, правильным образом смешанный с некоторыми видами грунта, создает покрытие, которое выдерживает достаточно высокие нагрузки, оно становится стойким к сезонным изменениям. При этой технологии грунт измельчают и смешивают на месте с цементом на глубину от 10 см. Затем дорожному полотну придают необходимый профиль и укатывают для уплотнения. Такое дорожное покрытие более износостойкое, чем просто грунтовое или гравийное.
 

Обслуживание грунтовых и гравийных дорог

Колея и выбоины как правило образуются при эксплуатации дороги в дождливую погоду. При этом вода, которая задерживается на покрытии, ускоряет разрушение дороги. Такие дефекты должны быть оперативно устранены, а покрытие восстановлено до состояния первоначального профиля. Для таких работ применяется грейдер, который срезает колею, перемещает грунт с обочин на проезжую часть дороги и разравнивает его до получения окончательного профиля дороги. В летний период необходимо производить обеспыливание с помощью с помощью воды и полимерной эмульсии. Это не только избавляет дорогу от пыли, но и продлевает срок ее службы.